Про Пасху или пусть добро станет нашей религией

0
677
Пасху

16 апреля весь православный мир будет отмечать один из самых почитаемых, самых светлых праздников – Пасху. Это дата, когда Иисус Христос воскрес, победив смерть и искупив грехи всего человечества.

Праздник означает очищение, избавление от всего злого и порочного, поэтому отмечается пышно, весело и нарядно. Кажется, что в воздухе разлита радость, а в душах людей царит весна, обновленная, благоухающая, благословенная. Пасха – праздник праздников. Победа жизни над смертью, победа света над тьмою, победа истины над ложью.

Но, к сожалению, многие празднуют то, что не понимают. В случае, если человек считает себя хоть немного причастным к христианству, сценарий развивается так. Еще с детства формируется несколько поверхностное отношение ко дню Светлого Христова Воскресения: время проводится празднично, а иногда и праздно, куличи превращаются в обычное лакомство, теплые семейные сборы плавно перетекают в сплетни и обсуждения. Громадную, непостижимо щедрую жертву Христа, отдавшего свою жизнь за поколениями грешащих людей, мы видим не как спасение для наших душ, нашего будущего и всего мира, не как опорную точку мироздания, а лишь как религиозный факт. Поэтому и воспринимается это не больше, чем житейские радости.

Это очень напоминает ставшую сейчас модной затею окунуться в Крещение в иордань, только чтоб испытать свой организм на прочность. Или соблюдать Великий Пост ради диеты. Забывая, что религия – это преодоление мирских соблазнов, путь к духовному совершенству и воспитание добродетелей в себе.

В удивительное время мы живем. Наследие предков в виде искренней веры и религиозности давно утрачено. Нравственной идеологии на уровне государства, которая могла бы направить современное общество в его развитии, нет. А потребность в каком-то векторе духовного движения у людей есть. Поэтому, находясь в моральном вакууме, человек, исходя из своего уровня ценностей, образованности и воспитания, пытается создать себе духовные ценности. Но только так, чтоб они были удобными. Поэтому и постится, ограничивая себя в чревоугодии, думая, что это серьезный реверанс Богу с его стороны, забывая, что в разы важнее во время Великого поста ограничения моральные: не поддаваться мирским соблазнам вроде пустой траты времени на телевизор и интернет, не поощрять в себе злобу, раздражительность, гордыню. Проявляя лишь внешнюю причастность к христианству, нося атрибуты и совершая ритуалы, легко увлекаются идеями какого-нибудь современного мыслителя, претендующего на роль Миссии.

Подобной поверхностностью проникнута не только духовно-религиозная сфера жизни современного человека, но и его взаимоотношения с обществом, властью и государством. Эту проблему можно обозвать одним словом – обывательщина. Внутренняя пустота при внешнем разнообразии, отсутствие настоящего смысла жизни в обмен на бесполезную суету.

Современного человека окружает множество неправильных стереотипов, усваиваемых с рождения, в которых заложен образ мысли и действия, кажущийся «нормальным» в силу распространенности. Люди задавлены идеалами современного общества: господством материалистического менталитета, стремлением удовлетворить бесконечное число своих потребностей, культом пользы всего в угоду себе, способностью приспосабливаться к внешним условиям, легко меняя свои принципы. И именно это считается нормой в обществе.

Но еще хуже, что отдельная часть нашего общества, которую как раз и можно обозначить, как обывателей, не привержена вообще никаким стереотипам, не воспринимает никаких идей и какой-либо внятной позиции и оснований своих поступков не имеет вообще. Обыватель – это человек, который живет мелкими личными интересами, стремится не заморачиваться, сознательно отстраняется от событий, выпадающих из круга их забот.

Но при всем при этом, обыватели, как никто другой, берутся судить и давать свою «экспертную» оценку происходящему, не предлагая никаких реальных вариантов решения проблемы. Обыватели начинают вникать в общественные проблемы, только если они возникают рядом с их домом, требовать перемен в сфере здравоохранения, если их здоровью угрожает опасность, переживать об уровне современного образования, когда их дети готовятся к ЕГЭ.

Таким образом, обыватель, вроде и не выпадает из общественной жизни, не отрицает необходимости личного участия каждого человека в жизни города и страны, но роль его сводится к позиции выжидания и отстраненности до тех пор, пока не придет время критиковать то, что предложит или сделает кто-то другой.

Стремление критиковать всех и вся, не смотря на уровень компетентности, сейчас очень развито в нашем обществе. Через одного среди нас любители давать абстрактные советы или контролировать исполнение. Формируя культ своей значимости и личного комфорта, человек забывает, о том, что личное и социальное взаимосвязано. В итоге, обыватель спокойно бросит фантик на улице, будучи уверен, что чистоту тротуаров должно поддерживать государство, будет брать или давать взятки, сокрушаясь, что в стране как никогда высок уровень коррупции, будет поддерживать миф о том, что от него ничего не зависит, и активно передавать это упадническую философию своим детям и внукам.

Нет сомнений, что обыватели – пустые люди, которых в обществе быть не должно, поскольку они неспособны воспринимать и воспроизводить конструктивные идеи, а это приводит к деградации всех общественных институтов. Остановить этот упадок, искоренить вирус обывательства – задача задач. И начинать нужно с самых основ: с семьи. Особенно в преддверии светлого праздника Пасхи. Пусть этот праздник станет днем пробуждения.

Не заставляйте себя посещать церковные службы, не корпейте над священными книгами, не возносите молитву по обязанности. Но попробуйте создать семейную религию. Хорошая семейная религия даст в совокупности превосходную общественную религию. Делайте свой дом нравственной твердыней. Будьте добры, выдержаны и терпеливы к своим близким.

Прививайте детям привычку держать помыслы в чистоте, творить добро, дарить заботу и тепло. Для разнообразия попробуйте не одергивать своего ребенка, не вымещать на нем усталость и злость, не отмахиваться от его детских проблем. Спешите любить своих близких сегодня, потому что никто из нас не знает, что будет завтра. Возводите в культ сострадание и гуманность, терпимость и искренность.

Помогайте нуждающимся, обнимите страдающего, улыбнитесь опечаленному, поговорите с одинокими. Заведите традицию всей семьей встречать утро улыбкой, радуйтесь новому дню, любите жизнь. Очистите себя от гордыни, злобы, высокомерия. Сделайте свой дом источником мира и тепла. И пусть так вы сможете осветить лишь маленький кусочек земли, но этим светом точно поможете миру стать лучше.

Светлый праздник Христова Воскресения приходит как символ чистоты, обновления душ и помыслов, символ благоденствия и веры. Пусть светлая Пасха звоном колоколов исцелит души и подарит добро и уют вашим домам. Пусть воспитание и доброта станут вашими заповедями, а вера в свою семью станет для вас высшей религией.

Элизабет Беннет

Поделиться
comments powered by HyperComments